Category

Искусственный интеллект: угроза или точка роста?

Ректор ГУАП Юлия Антохина в качестве модератора провела круглый стол, посвященный тенденциям развития искусственного интеллекта в образовательной сфере.

30 октября в рамках Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке» состоялся круглый стол «Технологии искусственного интеллекта: перспективы, цифровые решения. Лучшие практики и опыт в сфере образования». Модератором дискуссии выступила ректор ГУАП Юлия Антохина, участие в мероприятии приняли представители ведущих высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Актуальность вопросов, поднятых экспертным сообществом, очевидна. Технологии искусственного интеллекта открывают человечеству новые возможности, помогая быстрее и эффективнее выполнять задачи в самых разных областях деятельности. Однако обратной стороной этого стремительного прогресса является неизбежный вопрос о месте человека в стремительно меняющемся мире, дилемма субъектности ИИ, основанная на его возрастающей роли в жизни людей и разделяемой многими тревожной прогностике о скорой замене ряда специалистов машинным «разумом».

Сфера образования в контексте данной повестки играет особую роль: являясь фундаментом технологических инноваций, она в то же время вынуждена максимально оперативно и гибко адаптироваться к глобальной трансформации, обеспечивая молодых специалистов навыками и компетенциями, востребованными современной экономикой. О наработанном опыте и ключевых тенденциях внедрения искусственного интеллекта в практике высшей школы рассказали девять спикеров-экспертов, представивших различные аспекты внедрения ИИ-технологий в образовательный процесс, научную работу, систему внутренней подготовки преподавателей, а также затронувших иные аспекты.

Особенностями образовательных программ и модулей по искусственному интеллекту, реализуемых в ГУАП, с коллегами поделилась директор Института информационных технологий и программирования Татьяна Татарникова. Татьяна Михайловна акцентировала внимание на разнообразии направлений ИИ-подготовки и обеспечиваемых ими компетенций, востребованных предприятиями реального сектора экономики.

Живой отклик вызвал современный образовательный подход, успешно практикуемый Школой информатики, физики и технологий (ШИФТ), объединившей усилия экспертов НИУ ВШЭ и компании VK. О бесшовном переходе со студенческой скамьи в профессиональную сферу высоких технологий и переориентации образовательного процесса на проектную работу рассказал декан факультета «Школа информатики, физики и технологий» Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ Михаил Мухин.

С большим интересом участники встречи отнеслись к обсуждению этических и правовых вопросов, связанных с использованием ИИ в профессиональной и личной деятельности. О проблемах установления правосубъектности машинного интеллекта, моделировании долгосрочных последствий его применения и перспективах признания его тождественным человеческому разуму рассказал заведующий кафедрой теории и истории государства и права Центра исследования проблем информационной безопасности и цифровой трансформации СПбГУ Владислав Архипов.

Не секрет, что именно сфера искусства стала своего рода «точкой входа» ИИ в широкое поле человеческой деятельности и самовыражения личности. В частности, доступность нейросервисов, позволяющих быстро и практически без затрат создать художественное, музыкальное или даже кинематографическое произведение, существенно расширило возможности и продуктивность творческих индустрий. Подробностями и примерами поделились представители Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

В заключение встречи Юлия Анатольевна поблагодарила спикеров за интересные доклады, а гостей встречи — за искренний интерес к теме, имеющей без преувеличения глобальное значение для научно-технического прогресса.

— Технологии искусственного интеллекта представляют множество возможностей для всестороннего развития общества. Это незаменимый и многофункциональный инструмент, позволяющий активно совершенствовать качество жизни людей, развивать образование и науку. В то же время необходимо помнить, что право принятия стратегических решений, выбор концепции развития во всех сферах принадлежит человеку. Роль личности была и остается основополагающей, независимо от того, насколько высокотехнологичными средствами мы располагаем, — заключила Юлия Анатольевна.

Комментариев пока нет.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *